Как устроен пункт приёма
вторсырья в «МЕГА Химки»
С 2015 года в «МЕГА Химки» работает отличный пункт приёма отходов. Там можно сдать сразу пять фракций, дежурит приёмщик, и баки никогда не бывают переполнены.
Благодаря этому пункту я всерьёз начала практиковать раздельный сбор, поэтому рекомендую его и своим соседям. Те иногда задают вопросы, мол, а как это всё устроено, зачем это нужно «ИКЕА», куда они всё это увозят.
Я поговорила с руководителем отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды «ИКЕА» Натальей Бенеславской, чтобы получить ответы из первых рук.

Июль 2018 года
Контейнер для ПЭТ-бутылок в Куркине
Баки для разных видов отходов
— Почему «ИКЕА» решила открыть этот пункт?
— «ИКЕА» оказывает серьёзное влияние на окружающую среду, с точки зрения первичного сырья. Поэтому во всех подразделениях компании одна из базовых задач — это переработка собственных отходов и, по возможности, включение их в наше же производство, т. е. замыкание цикла.
В розничной сети в этом плане у нас есть два аспекта работы: отходы наших подразделений и отходы наших покупателей. Мы помогаем покупателям жить более экологично.

Люди готовы к раздельному сбору — это давно чувствуется. По данным «Левада-Центр» 57% населения страны готовы сортировать отходы. Но делают это только 6%. Остальные не сортируют, потому что нет инфраструктуры.

В России «ИКЕА» гораздо больше, чем в других странах, фокусируется на этой теме, потому что мы понимаем, что здесь есть в этом острая нужда, которая не покрыта ни государством, ни бизнесом. И мы можем внести вклад в создание этой инфраструктуры.

Пункт пользуется бешеной популярностью — ты сама видела. Люди приносят очень много отхода, хорошо отсортированного. И меня всегда умиляет видеть там людей, которых мы не считаем своей целевой аудиторией.
— Например?
— В прошлый раз, когда там была, видела, как сдаются бабушка с дедушкой. Интересно, как они пришли к раздельному сбору? Откуда узнали про наш пункт?
Пункт работает по средам, пятницам и субботам с 16:00 до 20:00.
Информация на сайте «ИКЕА»
— Правильно я понимаю, что вы просто подключили отходы от населения к системе раздельного сбора, которая у вас уже есть в магазине?
— Не совсем. Занимается этим один и тот же поставщик услуг, но это два разных потока, поскольку структура отходов разная. Например, у нас в «ИКЕА» практически нет тетрапака, мало офисной бумаги, но зато очень много картонной упаковки.

— С кем вы работаете?
—Мы работаем с «ВторЭкоТранс». Это большой оператор, который забирает практически весь наш отход. Мы отслеживаем его работу — проверяем, что все субпоставщики, которые у него есть, этично работают.

— Бывают ли у поставщика какие-то проблемы с отходами от населения? Слишком смешанное сырьё, плохо отсортированное?
— Каких-то серьёзных жалоб я не слышала. Понятно, что люди приносят неидеальный отход, и все это потом обязательно досортировывается. Мы также стараемся общаться с населением и объяснять, как готовить отходы к переработке. И приёмщик тоже старается это как-то регулировать. Но всё отследить невозможно, конечно. Даже при желании вести экологичный образ жизни человек всегда может чего-то не знать или что-то напутать.
Анна Лупаева, руководитель компании «ВторТрансформ»
Наталья Бенеславская, руководитель отдела по устойчивому развитию и защите окружающей среды «ИКЕА»
— Отходы забирают сразу после того, как заканчивается приём?
— Да. Они ездят каждый раз, здесь отходы не хранятся.

— Раз ты заговорила о коммуникации. Есть какой-то контакт, куда люди могут написать?
— Жалобы и предложения мы принимаем на горячей линии. Также в любой «ИКЕА» есть стойки, где можно оставить отзыв о работе магазина в любой его части.

— А вообще какие отзывы вы получаете?
— В основном, положительные. Благодарят. Ещё пишут, что мало часов работы. Мы сейчас рассматриваем этот вопрос. Приём отходов от населения — это дорогая, абсолютно не прибыльная история. Но при этом количество отходов увеличивается, и нужно что-то с этим делать.
6000 человек сдали 30 тонн отсортированных отходов на пункте «МЕГА Химки» в 2017 году.
— Есть ли идея сделать такой пункт приёма в других магазинах?
— Во многих у нас уже есть. Есть в Адыгее, Казани, на Белой Даче — правда, его мы сейчас переделываем. Есть амбиция открыть такой пункт во всех магазинах, и мы постепенно к этому идём.

— По моим ощущениям не так много информационной поддержки у этого пункта. Почему? Нет необходимости?
— Понимаешь, сортировка отходов для нас — это такой гигиенический фактор, базовая потребность. Если говорить про пункты приёма вторсырья в целом, то самый полноценный ресурс — это Recyclemap, и там отмечены все пункты «ИКЕА».

Если говорить про обычное продвижение, то каких-то дополнительных активностей и конкурсов на эту тему мы не устраивали. Это не совсем то, что интересно СМИ — нет никакого скандала, ничего не случилось. Вообще новости по устойчивому развитию СМИ берут не так просто, потому что для них это слишком спокойно.
У нас ещё есть отдельные сервисы по сбору специфических фракций: батареек, лампочек и, начиная с этого лета, постельного белья. Всё это людям проще сдавать, поэтому мы стараемся их вовлекать в защиту окружающей среды через такие, более понятные вещи. СМИ тоже легче продвигать подобные истории.
Кипы пластиковых бутылок в цеху «ВторТрансформ»
Пункт находится на парковке напротив OBI.
— Они просто ещё не понимают, что происходит.
— Мне кажется, что в целом структура СМИ — это скандалы, интриги, расследования. Считается, что людям неинтересно читать про устойчивое развитие.
На специализированных ресурсах мы об этом рассказываем. И нам важно, чтобы люди вообще знали, куда нести отходы — необязательно к нам. Поэтому со своей стороны мы тоже стараемся продвигать Recyclemap: через рекламу на парковках, аудиосообщения в магазинах, иногда даже внутри интерьера.

— Внутри интерьера? Каким образом?
— Вообще у нас во всех интерьерах присутствует тема сортировки отходов. А в некоторых магазинах у нас есть интерьер семьи, для которой сортировка отходов особенно важна, — и у них прямо на холодильнике висит карта пунктов приёма вторсырья.

— Насколько покупатели вообще воспринимают «ИКЕА» как проповедника экологичного образа жизни? Может, вы проводили какие-то исследования на эту тему?
— Да, мы делали подобное исследование. 60% покупателей действительно воспринимают «ИКЕА» именно так, 40% пока что этого сообщения не видят.
— Интересно, как эти 40% отреагируют, когда в 2020 году из магазинов и ресторанов исчезнет весь одноразовый пластик.
 — Влияние у этого — не только миллионы трубочек, которые мы не продадим людям. Перестать использовать трубочки — это не такая сложная для нас задача. Главное, что мы хотим этим сказать: мы против использования одноразового пластика. Люди могут вообще впервые узнать о том, что с пластиком что-то не так. Потом они придут куда-то ещё, где им снова скажут, что с пластиком что-то не так. И так это совокупное ощущение будет постепенно складываться. Понятно, что это не происходит по щелчку. Особенно когда человеку приходится отказываться от каких-то комфортных для него вещей ради этого. Это непростая история.

Для нас цель не том, чтобы быть самыми экологичными. У нас есть другая большая миссия. Десятки миллионов людей в России ходят в «ИКЕА», и многие из них даже не подозревают, что у природы есть какие-то проблемы. Мы хотим им об этом рассказать.

Для нас это большая ответственность и большая честь одновременно — иметь возможность пообщаться с этими людьми. Они приходят к нам по другим причинам, но мы можем рассказать им о том, что, во-первых, есть некая проблема, а во-вторых, дать им хотя бы частичное решение этой проблемы. Потому что нечестно на людей просто вывалить эту информацию, нужно дать им понимание, что они могут что-то с этим сделать, что они — часть решения, а не только часть проблемы. И мы стараемся дать им понимание, что забота об окружающей среде — это не каторжный труд, меняющий быт в худшую сторону, а вещи, которые может делать каждый.